(в будние дни с 8:00 до 17:00,
обед с 13:00 до 14:00)
Проведенный анализ информаций Национального статистического комитета Республики Беларусь «О юридических лицах со средней заработной платой ниже минимальной заработной платы» показал, что преобладающее количество организаций с размером средней заработной платы ниже размера минимальной заработной платы приходится на Витебскую область. Так, из 183 таких фактов за период с января по август 2018 года на Витебскую область приходится 131, или 68,9%.
Вместе с тем, в соответствии с информациями Национального статистического комитета Республики Беларусь «О юридических лицах со средней заработной платой ниже минимальной заработной платы» значительно снизилось количество организаций Витебской области с размером средней заработной платы ниже размера минимальной заработной платы. Так, количество организаций со средней заработной платой ниже минимальной заработной платы в течение 2018 года составило : в январе – 45, в феврале – 36, в марте– в 21, в апреле - 10, в мае - 5, в июне – 3, в июле – 6, в августе – 4, (за июнь- декабрь 2017 года: в июне – 23, в июле – 15, в августе – 6, в сентябре – 13, в октябре – 29, в ноябре – 34, в декабре – 18)
За январь-сентябрь 2018 года государственными инспекторами труда Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда (далее – Управление) в организациях Витебской области проведены 24 внеплановые проверки соблюдения законодательства о труде в части выплаты минимальной заработной платы (в том числе в 8 организациях, не выполнивших ранее направленные рекомендации о доплате до минимальной заработной платы за ноябрь 2017 года), в результате которых выявлено 24 факта нарушений. Кроме того, при изучении материалов, представленных нанимателями, выявлено 26 фактов нарушений. Таким образом, за январь-сентябрь 2018 года управлением установлено 50 фактов нарушений законодательства о труде, выразишихся в том, что не производились доплаты до размера минимальной заработной платы работникам 28 организаций, из них работникам 27 сельскохозяйственных организаций
В соответствии с ч.4 ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь за допущенные нарушения законодательства о труде в части соблюдения минимальных гарантий в области оплаты труда за январь-октябрь 2018 года привлечено к административной ответственности 49 должностных лиц с наложением штрафов на общую сумму 3,528 тыс.руб.
При этом, в некоторых сельскохозяйственных организациях данные нарушения приобрели систематический характер.
За 2018 год 5 случаев выявлено в ОАО «Березовый край» Браславского района, 4 случая - в КПУП «Язно» Миорского района; трижды - в 5 организациях: ОАО «Новгороды», ОАО «Подъельцы» и ПУПКС «Юбилейный» Миорского района, КПСУП «Озерцы» Глубокского района и ОАО «Браславский райагросервис»; дважды в 5 организациях: ОАО «Мерица», ОАО «Папшули», ОАО «Любиново» и ПУПКС «Миорский» Миорского района, ОАО «Ольшанка» Браславского района.
Следует отметить, что ОАО «Браславский райагросервис» и ОАО «Ольшанка» Браславского района с апреля 2018 года не представляют в управление информацию о работниках, размер заработной платы которых ниже размера минимальной заработной платы.
Особенно остро проблема с выплатой минимальной заработной платы в организациях Браславского района, Миорского районов.
В целях восстановления нарушенных прав работников Управлением по результатам проведенных проверок соблюдения законодательства о труде в части выплаты минимальной заработной платы выдано 24 требования (предписания) на устранение выявленных нарушений, а по результатам изучения представленных нанимателями документов и информаций направлена 21 рекомендация.
Вместе с тем, согласно представленным нанимателями сообщениям не произведена доплата до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), не выполнены 15 требований (предписаний), выданных по результатам проведенных проверок соблюдения законодательства о труде.
Следует отметить, что несмотря на допущенные нарушения законодательства, 4 организациями самостоятельно произведена доплата до размера минимальной заработной платы при рассмотрении государственными инспекторами труда информаций Национального статистического комитета Республики Беларусь «О юридических лицах со средней заработной платой ниже минимальной заработной платы».
В результате восстановления нарушенных прав работников на основании требований (предписаний) произведены доплаты до размера минимальной заработной платы на общую сумму 34754,17 руб., на основании рекомендаций - на общую сумму 8631,39 руб.
В соответствии со ст.23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) за неисполнение требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор, судами вынесено 23 постановления о привлечении уполномоченных должностных лиц к административной ответственности. В соответствии со ст.23.16 КоАП в связи с непредоставлением ОАО «Браславский райагросервис» документов и иных материалов о выполнении требования (предписания) об устранении нарушений законодательства о труде руководитель ОАО «Браславский райагросервис» привлечен к административной ответственности.
Из документов, информаций и объяснений, представленных уполномоченными должностными лицами, усматривается, что в нарушение ч.3 ст.6 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» не производится доплата до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) работникам, выполнившим обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров, с учетом отработанного времени, размер начисленной заработной платы которых по тарифным ставкам, сдельным расценкам ниже размера минимальной заработной платы.
Например : Размер начисленной заработной платы работникам ОАО «Сенненский райагросервис» за декабрь 2016 года в соответствии с установленными условиями оплаты труда по тарифным ставкам, сдельным расценкам исходя из тарифной ставки 1 разряда в размере 29,2 руб. оказался ниже минимальной заработной платы. По результатам рассмотрения коллективного обращения 27 работников проведена внеплановая проверка, на основании требования (предписания) произведены доплаты до размера минимальной заработной платы 57 работникам на общую сумму 15460,45 руб.
Значительное количество нарушений обусловлено необоснованным недоначислением до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) работникам, выполнившим обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров, в связи с применением нанимателями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2002 №1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, имеющих задолженность по выплате заработной платы», согласно которому сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы, формируют фонд оплаты труда, из которого начисляют заработную плату в размере не более 25 процентов от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц.
Например : По указанию руководителя начисление заработной платы работникам КПУП «Язно» Миорского района за июль 2017 года производилось с применением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2002 №1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, имеющих задолженность по выплате заработной платы». Так, в июле 2017 года бухгалтер отработала 20 дней (160 часов) начисленная заработная плата составила 159,31 руб. Доплата до минимальной заработной платы (месячной и часовой) не производилась.
Имеют место факты недоначисления до размера минимальной заработной платы работникам, выполнившим обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров, отработавшим неполный месяц в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в трудовых и (или) социальных отпусках и по другим уважительным причинам.
Зачастую при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, установленные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 №68, в том числе доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни; доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы; выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе выплаты молодым специалистам в соответствии с законодательством.
Отдельными нанимателями в нарушение ст.89, 132 Трудового кодекса Республики Беларусь не обеспечены нормальные условия для выполнения работниками норм труда (норм выработки, времени, обслуживания, численности, нормированных заданий), не созданы условия для производительного использования рабочего времени, установлены заведомо невыполнимые нормы труда.
Например: В КУСХП «Ореховно» Ушачского района животноводам, отработавшим в июле 2017 года 360 часов, 384 часа, 252 часа, размер начисленной заработной платы составил соответственно 173,02 руб., 173,88 руб., 233,98 руб. и др. Согласно представленной КУСХП «Ореховно» письменной информации «доначисление до минимальной заработной платы животноводам не производилось, так как у них нет нормы нагрузки (норма нагрузки на одного животновода должна быть 100 голов, на самом деле они обслуживают стадо в количестве 77 голов, а стадо обслуживает 4 животновода)».
Вызывает особую обеспоекоенность состояние трудовой и исполнительской дисциплины в сельскохозяйственных организациях Витебской области.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» установлено, что руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину, надлежащие условия труда работников.
Так, при изучении представленных нанимателями документов и информаций усматривается, что значительному количеству работников, не выполнивших установленные нормы труда, в том числе нормированные задания, а также нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину, не произвдены доплаты до минимальной заработной платы.
Проведенный Управлением анализ показал, что основными причинами выплаты заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы являются: сложное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций, отсутствие или недостаточность финансовых средств, недостаток собственных оборотных средств, обусловленный затратами на материальные ресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве, необеспечение затрат по текущей деятельности выручкой, недостаточный уровень квалификации и правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей.
Следует отметить, что нарушение нанимателями норм законодательства, регулирующих применение минимальной заработной платы, влечет за собой нарушение прав работников при исчилении стажа работы для назначения пенсии.
С целью обеспечения соблюдения минимальных гарантий в области оплаты труда со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей организаций постоянно и целенаправленно должна проводиться работа по стабилизации финансового состояния организаций, предусматривающих оптимизацию структуры производства и реальные источники пополнения оборотных средств, разработке индивидуальных подходов по дальнейшей деятельности неэффективно работающих и неплатежеспособных организаций, прорабатываться вопрос по их санации в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», перепрофилированию организаций с учетом сырьевых и трудовых ресурсов, изменению специализации, проведению трансформации сельскохозяйственных угодий, передаче объектов недвижимости от неэффективно работающих и неплатежеспособных организаций организациям, которые могут обеспечить их содержание с соблюдением установленных технологий и требований. подбору и расстановке руководящих кадров, совершенствованию организации труда, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, материальному стимулированию высококачественного и производительного труда.
Заместитель начальника отдела надзора
Витебского областного управления
Департамента государственной инспекции труда
Г.А. Галай