В Беларуси 19 июня будет отмечаться 90-летие со дня образования инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). Изначально эта служба была предназначена, чтобы помочь бездомным и беспризорным ребятам, оставшимся сиротами, и не допустить разгула преступности среди подростков. Сегодня инспекторы своей главной задачей видят помощь детям, попавшим в затруднительное положение, и ребятам, которые пошли по противоправному пути. Начальник ИДН Первомайского РОВД Витебска Ольга Чернявская накануне профессионального праздника рассказала, как милиция работает в тесной связке с образованием, здравоохранением, чтобы помочь ребятам найти свою дорогу в жизни и избежать соблазнов, которые могут привести к непоправимым последствиям.
В инспекции работают 15 сотрудников, их подопечные - это дети из самого крупного района города. В Витебской области из районных инспекций численный охват у них самый большой - около 40 тыс. человек. "Наши сотрудники все квалифицированные и справляются с поставленными задачами", - подчеркнула Ольга Чернявская.
В поле зрения правоохранителей сегодня попадают в основном ребята, которые либо совершили какие-то проступки, либо проживают в семьях, в которых выявлен критерий социально опасного положения. "У наших милиционеров в ИДН достаточно узкая специализация, и мы прежде всего должны защищать законные права и интересы детей. Это происходит, например, когда родители или опекуны неправильно поступают в отношении несовершеннолетних. В нашем районе около 160 семей, где имеются признаки семейного неблагополучия. Нужно особо отметить, что с ними работаем не только мы, но и учреждения образования, органы по трудоустройству. И здесь в большей степени приходится влиять на взрослых, которые пьют, отказываются найти работу, ведут асоциальный образ жизни. Это самое сложное для каждого объекта профилактики, потому что если дети быстрее поддаются положительному примеру, то сформировавшихся родителей перевоспитать сложнее", - сказала начальник ИДН.
Ольга Чернявская отметила, что крайней мерой в случаях, когда здоровью или жизни ребенка в семье что-то угрожает, является его изъятие. Многие родители именно в момент, когда у них забирают ребенка, прозревают и начинают понимать, до чего они докатились и как легко потерять родное дитя. В течение полугода, пока ребята находятся под опекой государства, у мам и пап есть шанс исправиться, найти работу, привести дом в порядок, закодироваться от алкоголизма и начать вести приемлемый образ жизни. К ним регулярно приходят представители субъектов профилактики, включая милиционеров, и смотрят, можно ли вернуть в созданные условия детей.
"Самое, наверное, страшное в том, когда мы изымаем несовершеннолетних из семьи, - это шок и стресс для ребенка. Это очень сильная душевная травма, ведь он видит, что не нужен маме и папе, что они за него не борются даже. И для того, чтобы уберечь детей от таких сильных потрясений, мы и проводим долгую и методичную работу с их родителями. К крайней мере прибегаем редко, но она всегда становится для всех нас наиболее неприятным моментом. Дети плачут, кричат, просятся к маме, какой бы она ни была, потому что для них это самый родной человек. Очень хотелось бы, чтобы каждая семья понимала, что нельзя доходить до этой последней черты. Государство возьмет на себе ответственность за воспитание маленьких граждан, но кто поделится с ними материнским теплом и будет следить за каждым успехом дочери или сына? Только родители. Мы много говорим взрослым, что ребенок - это не игрушка, которую можно передарить кому-то, а ответственность каждого родителя и личность, которой нужно подавать положительный пример", - подчеркнула Ольга Чернявская.
В Первомайском районе Витебска числятся 250 ребят, которые совершили какие-либо правонарушающие действия. "В отношении них мы проводим индивидуальную профилактическую работу (ИПР). Встречи с правоохранителями, специалистами из различных сфер, которые рассказывают о законодательной стороне и возможностях, где ребята могут направить свою энергию в позитивное русло", - поделилась начальник ИДН.
Из-за того, что несовершеннолетних в Первомайском районе много, инспекторы ИДН на профилактические мероприятия стараются собрать как можно больше школьников и учащихся ссузов. Чем больше аудитория, тем вероятнее, что кто-то услышит, увидит, расскажет сверстникам, остановится в момент, когда мог бы совершить какое-то противоправное деяние. Для ребят на ИПР организуют телемосты с заключенными в исправительных учреждениях, которые рассказывают о своей судьбе, что их подтолкнуло на преступление и каково проживать свои лучшие годы за решеткой. От ребят всегда проступает много вопросов, вплоть до того, чем питаются осужденные. Также в колледжах проводят выездные судебные заседания, где в качестве обвиняемого выступает их же знакомый или сокурсник.
"После подобных заседаний мы смотрим, как реагируют ребята. Есть такие, кто не верит, что это настоящий судебный процесс и что парня или девушку, которые учились с ними рядом, прямо из зала отправят в тюрьму. Останавливаем таких и объясняем, что все по-настоящему, как и приговор, который получил подсудимый. Может, это влияние социальных сетей, кино или чего-то еще, но ребята не понимают, что такое преступление, пока не оказываются на скамье подсудимых. Сроки реальные, искалеченные судьбы - тоже", - акцентировала внимание Ольга Чернявская.
Начальник ИДН отметила, что, к счастью, многие ребята исправляются, их сознание меняется, и через год после совершенного ими нарушения они снимаются с ИПР. Однако есть и единичные случаи, когда забота взрослых и помощь милиционеров игнорируются. В истории инспекции есть и такая история, когда одного парня из Витебска дважды помещали в специализированное учреждение образования. Там ребята, которые в привычных для них условиях не поддаются перевоспитанию, учатся, участвуют в различных мероприятиях, но все это - на закрытой территории. Без гаджетов и доступа к интернету.
"Как правило, оттуда нам поступают очень положительные отзывы, и ребята затем возвращаются домой. В достаточно строгих и довольно ограниченных условиях, когда у них только самое необходимое, несовершеннолетние учатся обходиться лишь тем, что есть. Многие понимают, что гонка за крутыми телефонами или дорогой одеждой - всего лишь навязанные извне ценности, что важнее дружба, уважение, любовь родителей", - сказала Ольга Чернявская.
В последнее время все чаще в наркопреступления вовлекают молодежь, и эта проблема, над устранением которой работают не только милиционеры, но и школы, колледжи, университеты. В Первомайском районе Витебска статистика радует - с начала года не зарегистрировано ни одного несовершеннолетнего в этой страшной цепочке зла. "Нам бы очень хотелось верить, что повлияла наша межведомственная профилактическая работа. Надеемся, что у ребят наконец отложилось в сознании, что иметь дело с запрещенными веществами не просто плохо, а губительно", - поделилась начальник ИДН.
Она добавила, что в прошлом году в районе было пять ребят, которые попались на употреблении или распространении наркотиков. При этом милиционеры не берутся создавать типичный портрет юного наркокурьера, потому что оказываются среди них дети из семей как среднего, так и более высокого достатка. Одним нужен телефон понавороченней, другим - деньги на развлечения и чтобы покрасоваться перед сверстниками. В итоге они оказываются в исправительных учреждениях на 12-15 лет, и даже с учетом амнистии или возможности выйти раньше, они возвращаются в общество без образования, социальных связей и навыков.
"За время, пока наивные участники наркотрафика сидят за решеткой, меняется мир. Заключенные выходят почти теми же подростками в психологическом плане, какими они попали под суд. Им приходится наверстывать пропущенное, осваивать новые технологии, и нередко они теряются в этом мире, начинают злоупотреблять алкоголем. Именно поэтому мы всегда призываем ребят не совершать ошибку, которую потом нельзя исправить, как неверное слово в тетрадке. С законом не шутят, и это надо запомнить даже лучше, чем таблицу умножения", - сказала Ольга Чернявская.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото ИДН Первомайского района Витебска,
БЕЛТА.-0-
Смотреть все