• Костёл св. Лаврена в г.п. Ушачи и городская танцплощадкаКостёл св. Лаврена в г.п. Ушачи и городская танцплощадка
  • Памятник погибшим воинам и партизанам в г.п. УшачиПамятник погибшим воинам и партизанам в г.п. Ушачи
  • Мемориальный комплекс «Прорыв»Мемориальный комплекс «Прорыв»
Главная -  Экономика -  Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Порядок и этапы предъявления потребителями требований продавцу, если продан товар ненадлежащего качества

Каковы действия потребителя,
если ему продан товар ненадлежащего качества?
Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению. Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Претензия должна содержать:

  • наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия;
  • фамилия, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства;
  • изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара);
  • требования, предъявляемые продавцу (изготовителю). Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
  • дата, подпись.

Как правильно вручить претензию продавцу (изготовителю)?
Можно отправить претензию по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Для этого необходимо точно знать наименование той организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридический адрес. Юридический адрес организации может совпадать с адресом магазина или филиала продавца (изготовителя) товара. Некоторые торговые предприятия продавца (изготовителя) товара имеют несколько магазинов, однако юридический адрес у них один.
Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте.
Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец (изготовитель) не удовлетворит требования потребителя, либо удовлетворит ее частично. Копия претензии, а также документы, подтверждающие факт получения продавцом (изготовителем) претензии, понадобятся при обращении в суд.

Каковы сроки рассмотрения претензии продавцом (изготовителем)?
Законом установлены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Поэтому обратите внимание на сроки рассмотрения вашей претензии продавцом (изготовителем).

Каковы действия потребителя
в случае, если претензия к продавцу (изготовителю) осталась без
�рассмотрения либо результаты ее рассмотрения не
устраивают потребителя?
Согласно Закону потребители имеют право на государственную и общественную защиту своих интересов.
Защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется в досудебном и судебном порядке.
В досудебном порядке потребитель может обратиться для защиты своих прав с обращением в государственные органы либо общественные объединения.
Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 15 октября 2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (вступит в законную силу с 18.01.2008) обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.
В структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, каждого местного исполнительного и распорядительного органа имеются уполномоченные по защите прав потребителей, которые в целях защиты прав потребителей обязаны:

  • рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
  • организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
  • обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
  • осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

Координирующая роль в данной сфере отведена Министерству торговли.

Каковы действия потребителя,
если в досудебном порядке не удалось разрешить
конфликтную ситуацию с продавцом?
В случае, если конфликтная ситуация между потребителем и продавцом не разрешена в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться с иском о защите своих прав в суд по месту жительства или нахождения истца либо ответчика; исполнения договора либо причинения вреда (по выбору потребителя).
Согласно Закону потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
В случае обращения в суд потребитель, защищая свои права, будет сталкиваться только с гражданским процессом. При обращении в суд потребитель выступает в роли истца, а виновная сторона (изготовитель, исполнитель, продавец) - в роли ответчика. Цель суда состоит в окончательном разрешении спора между сторонами, определении их прав и обязанностей.
Для защиты своих интересов в суде потребитель может обратиться:

  • в местные исполнительные и распорядительные органы, которые в соответствии со статьей 42 Закона обязаны обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
  • в общественные объединения потребителей;
  • в юридическую консультацию с целью оказания помощи адвокатом в составлении искового заявление и представления интересов потребителя в суде;
  • самостоятельно представлять свои интересы.

ИНФОРМАЦИЯ
об уполномоченной по защите прав потребителей
в Ушачском районе
211524, ул. Ленинская, 12 г.п. Ушачи Витебской области,
здание районного исполнительного комитета кааб № 90 (4-ий этаж)

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Контактный телефон

Ханяк Татьяна Владимировна

Начальник отдела экономики Ушачского райисполкома

(8-02158) 2-74-46