В настоящее время участились случаи звонков на мобильные номера от сотрудников банков, операторов мобильной связи, сотрудников правоохранительных органов, которые под вымышленным предлогом пытаются уточнить паспортные данные. При этом в случае отказа предоставить такую информацию угрожают приездом сотрудников милиции.
Всем известна поговорка: «Старый, что малый». И это действительно так. Люди пожилого возраста очень доверчивы, иногда даже наивны. Этим пользуются мошенники, которые без зазрения совести обкрадывают беззащитных стариков.
Способы обмана пожилых граждан, особенно одиноких, различны. В последние годы хищения путем обмана или злоупотребления доверием граждан пожилого возраста стали совершаться также с использованием информационных технологий, на удаленном расстоянии от потерпевшего. Данные преступления сложны в раскрытии, так как в силу преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников, и составить их субъективный портрет либо опознать по имеющимся учетам.
Какие же существуют виды мошенничеств:
— Спекуляция на вопросах здоровья;
— «Гадалки»;
— «Социальные работники»;
— «Дай позвонить!»;
— «Мама, я попал в ДТП!»;
— «SMS-мошенничества»;
— «Для Вас есть выплаты от государства, говорите номер карты»;
— «На Вас оформили кредит, с Вашего счета пытались перевести денежные средства»;
— Фейковые интернет-магазины (никаких предоплат);
— «Вы стали обладателем выигрыша».
Схемы мошенников постоянно меняются, а их приемы и методы убеждения совершенствуются с каждым годом.
Необходимо помнить: представители банков и правоохранительных органов не используют мессенджеры для общения с гражданами и никогда не спрашивают персональные данные, не просят совершать переводы с ваших карт.