Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Актуальная информация
Приоритетные задачи в области промышленной безопасности на 2024 год
21.05.2024

Приоритетные задачи в области промышленной безопасности на 2024 год

Председателем Витебского облисполкома Александром Субботиным утвержден План мероприятий Витебского областного исполнительного комитета по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» на 2024 год (далее - План).

Данным Планом определены основные мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда граждан, укреплению правопорядка и трудовой дисциплины, предупреждению гибели и травматизма людей при возникновении пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Отдельными пунктами Плана определены мероприятия в области обеспечения промышленной безопасности, выполнение которых осуществляет Госпромнадзор, в соответствии с возложенными  на него обязанностями:


1. Проведение обследований строительных площадок по вопросам соблюдения требований промышленной безопасности.

2. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении сельскохозяйственных организаций, эксплуатирующих газоиспользующие установки сезонного действия (зерносушильные комплексы).

3. Осуществление контроля за готовностью и безаварийным прохождением объектами теплосилового хозяйства осенне-зимнего периода 2024/2025 года.


Осуществляемые комплексы надзорных, профилактических и предупредительных мер в области промышленной безопасности позволяет сдерживать факторы, влияющие на риск возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе случаи аварийности и травматизма.


1. Обследование строительных площадок.


В Витебской области 205 субъектов хозяйствования осуществляют эксплуатацию 972 грузоподъёмных кранов, в том числе более 40 организаций осуществляют строительную деятельность или предоставляют услуги по аренде грузоподъёмных кранов.


При обследовании строительных площадок, на которых эксплуатируются грузоподъёмные краны, в основном выявляются нарушения организационного характера:


невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по обеспечению безопасных условий труда для подчиненных и организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а именно:


- эксплуатация кранов с истёкшим сроком технического освидетельствования;

- недостаточное количество стропальщиков на объектах производства работ;

- допуск к работам по строповке грузов необученного персонала;

- лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, не прошли проверку знаний;

- в местах производства работ отсутствуют схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов, список основных перемещаемых грузов с указанием их массы;

ответственные специалисты и персонал сознательно, а порой вынужденно нарушают требования технологических регламентов и проектов производства работ по безопасности:

- площадки и места складирования грузов не соответствуют проекту производства работ;

- строповка грузов осуществляется с нарушением технологических регламентов.


Вместе с тем выявляются нарушения технического характера, влияющие на безопасную эксплуатацию кранов, создающие угрозу жизни и здоровью населения, а именно:


-  отсутствие или неисправность ограничителя нагрузки крана;

- отсутствие анеометра;

- неисправность ограничителей рабочих движений крана и грузовой тележки;

- неисправность съемных грузозахватных приспособлений;

- несоответствие кранового пути требованиям проектной и эксплуатационной документации.


При выявлении данных нарушений руководству предприятий выносятся предложения о приостановлении эксплуатации грузоподъёмных кранов до устранения нарушений.


Данная ситуация на строительных площадках указывает на то, что не все руководители уделяют должного внимания организации безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности проводится формально.


Справочно. В Республике Беларусь в течение 2023 года при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 2 инцидента, 10 несчастных  случаев,  в  том  числе  2  случая со смертельным исходом.


2. Обследование зерносушильных комплексов.


В Витебской области находится 60 организаций, которые эксплуатируют 124 зерноочистительно-сушильных комплекса (далее – ЗСК), использующих в качестве топлива природный газ.


При осуществлении контроля за ЗСК Госпромназором выявляются нарушения, которые повторяются ежегодно, а именно: отсутствие обученного обслуживающего персонала, отсутствие договоров на выполнение технического обслуживания объектов газораспределения и газопотребления, ненадлежащее ведение эксплуатационной документации, не проводится обучение с работниками по действиям в случае аварии или инцидента (по плану локализации и ликвидации аварий). До начала уборочной кампании все нарушения устраняются, чрезвычайные ситуации при сушке урожая не допускаются.


Для организации безаварийной и бесперебойной работы зерносушильных  комплексов в уборочный период 2024 года собственник и (или) уполномоченное им лицо до включения в работу установок сезонного действия должен обеспечить наличие в штате обслуживающего персонала, прошедшего проверку знаний, и лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов газораспределительной системы и газопотребления, текущий ремонт газового оборудования и систем автоматизации, проведение планово-предупредительного ремонта газифицированных установок и вспомогательного оборудования, проверку исправности дымоотводящих систем, наличие документов, подтверждающих проведение проверки заземления и молниезащиты сооружений, поверку средств измерений на объекте газораспределительной системы и газопотребления, наличие планов локализации и ликвидации инцидентов и аварий на объектах газораспределительной системы и газопотребления.


3. Подготовка объектов теплосилового хозяйства к осенне-зимнему периоду (далее – ОЗП) 2024/2025 года.


В Витебской области находится 231 организация, эксплуатирующая 633 котельных, поднадзорных Госпромнадзору (котельные мощностью более 200 киловатт независимо от мощности установленных в них котлов), из которых 401 котельная, обеспечивающая тепловой энергией жилищный фонд, объекты социального и культурно-бытового назначения.


При проведении контрольных (надзорных) мероприятий по обследованию котельных на предмет их готовности к работе в ОЗП предыдущих лет установлено, что большинство субъектов подходит с полной ответственностью к подготовке теплоисточников к ОЗП. На данных предприятиях планово-предупредительные ремонты основному и вспомогательному оборудованию выполняются согласно утверждённым графикам, своевременно проводится проверка приборов автоматики безопасности и КИП, техническое освидетельствование оборудования, проводится проверка знаний в области промышленной безопасности ответственным специалистам и обслуживающему персоналу и другие регламентные работы. Вместе с тем имеют место, где выявляются нарушения, владельцам котельных устанавливается срок устранения нарушений и выдаваются отрицательные заключения, что свидетельствуют о недостаточной эффективности производственного контроля со стороны лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за промышленной безопасностью, и невыполнении лицами, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов, возложенных на них обязанностей. Информация предоставляется в вышестоящие организации и местные органы власти для принятия мер реагирования. По итогам работы (устранения нарушений) все теплоисточники получают положительные заключения.


Для своевременного получения положительного заключения о готовности теплоисточников к работе в осенне-зимнем периоде 2024/2025 года владельцам данного оборудования необходимо обеспечить наличие лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, либо договоров со специализированными организациями, исправное техническое состояние основного и вспомогательного оборудования котельной, проведение технического диагностирования котлов, отработавших нормативный срок службы и своевременную оценку технического состояния котлов, проведение режимно-наладочных испытаний котлов, проверки систем автоматики безопасности и регулирования котлов, водоподготовительной установки котельной, наличие запаса топлива (основного и резервного) в количестве, обеспечивающем бесперебойную подачу тепловой энергии, наличие производственных инструкций для обслуживающего персонала, укомплектованность штата котельной в соответствии с проектным решением, проверку знаний ответственным лицам и персоналу, наличие и исправное действие защит и средств автоматики котлов, системы контроля воздуха по содержанию в нем СО.


Невыполнение требований законодательства в области промышленной безопасности может повлечь за собой возникновение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.

Смотреть все
© УШАЧСКИЙ РАЙОННЫЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, 2024.