В целях недопущения распространения рекламы услуг по предоставлению в долг денежных средств (займов) лицами, не наделенными правом осуществления деятельности по регулярному предоставлению займов в соответствии с законодательством, Национальный банк сообщает следующее.
27 апреля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 ”О привлечении и предоставлении займов“ (далее – Указ № 394), нормы которого направлены на совершенствование деятельности по регулярному предоставлению и привлечению займов, защиту прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.
Указом № 394 установлено, что деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора, признается микрофинансовой деятельностью.
Микрофинансовую деятельность вправе осуществлять только микрофинансовые организации – ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, включенные Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций, а также иные юридические лица, названные в подпункте 2.3 пункта 2 Указа № 394.
На рекламу деятельности микрофинансовой организации, иного юридического лица, которое в соответствии с законодательными актами (подпунктом 2.3 пункта 2 Указа № 394) вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, распространяются требования Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З ”О рекламе“ (далее – Закон), а также требования Указа № 394 (в части рекламы).
Так, в соответствии с частями первой и второй пункта 5 статьи 22 Закона реклама деятельности микрофинансовой организации, иного юридического лица, которое в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа № 394 вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, должна содержать:
-наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика;
-сведения о включении микрофинансовой организации в реестр микрофинансовых организаций;
-размер взимаемых с заемщика процентов (процентной ставки);
-размер взимаемых с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) за пользование предоставляемым микрозаймом.
Реклама деятельности некоммерческой микрофинансовой организации также должна содержать информацию о круге лиц, которым может быть предоставлен микрозаем в соответствии с законодательством и правилами предоставления микрозаймов, о целях получения таких микрозаймов и не должна содержать обещания или гарантии будущей эффективности (доходности) привлекаемых денежных средств.
В свою очередь в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 22 Закона реклама предоставления взаем денежных средств рекламодателем, не являющимся микрофинансовой организацией, иным юридическим лицом, которое в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа № 394 вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, банком или небанковской кредитно-финансовой организацией должна содержать:
-наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика (при наличии);
-сведения о нормативных правовых актах, в соответствии с которыми рекламодатель предоставляет взаем денежные средства;
-размер взимаемых с заемщика процентов (процентной ставки);
-размер взимаемых с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) за -пользование предоставляемым займом;
-указание на предоставление рекламодателем взаем денежных средств не более двух раз в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей установленного законодательством максимального размера микрозайма на одного заемщика, если рекламодатель в соответствии с законодательством осуществляет предоставление взаем денежных средств с соблюдением данных ограничений.
Аналогичные требования установлены пунктом 13 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, утвержденного Указом № 394.
В Национальный банк поступают обращения о размещении рекламных объявлений (плакатов, листовок) неустановленными лицами в местах, предназначенных и не предназначенных для этого, с информацией о предоставлении займов (”денег в долг“), содержание которых не соответствует требованиям законодательства, в частности, требованиям упомянутых норм Закона и Указа № 394.
Согласно статье 2 Закона недостоверная, недобросовестная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама запрещается (пункт 5 статьи 26 Закона).
На основании изложенного просим учитывать указанную информацию при организации и проведении мероприятий по благоустройству территорий, а также при возможном привлечении к административной ответственности за размещение (распространение) ненадлежащей рекламы.
Смотреть все