Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Актуальная информация
20.04.2021

Электробезопасность при работах вблизи линий электропередачи

В Республике Беларусь персоналом Госэнергогазнадзора ведется постоянная работа по профилактике электротравматизма, в частности, по вопросам соблюдения Правил охраны электрических сетей (далее – Правил). Однако ежегодно происходят повреждения электросетей, в том числе случаи  и с поражением электрическим током.

Несоблюдение правил производства работ в охранных зонах ЛЭП нередко приводит к несчастным случаям, в том числе со смертельным исходом.

Так, 11 августа 2020 в Шумилинском районе Витебской области индивидуальный предприниматель, производил выгрузку щебня из полуприцепа на площадке для стоянки автотранспортной техники. После выгрузки начал движение с не опущенным кузовом полуприцепа по площадке в сторону выезда, расположенного на расстоянии 10 метров от оси воздушной линии 10кВ (далее – ВЛ) и задел нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля, попал под напряжение прикосновения, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлестывание двух проводов, вследствие которого произошло аварийное отключение ВЛ. Пострадавший после неудачной попытки отгона самостоятельно вызвал сотрудников МЧС. 

19.08.2020 в Барановичском районе Бресткой области индивидуальный предприниматель на автомобиле марки МАЗ по договору с селькохозяйственной организацией осуществлял перевозку зерна. На площадке складирования и хранения зерна произвел выгрузку с кузова полуприцепа. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ. Выйдя из автомобиля, водитель увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

01.09.2020 в г. Гомель водитель на автомобиле марки МАЗ, принадлежащего строительному тресту, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ, установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ. При подъеме кузова приблизился к проводу ВЛ, а затем его зацепил. В результате произошел его обрыв, после чего водитель покинул автомобиль.

04.09.2020 в д. Войниловичи Несвижского района Минской области водитель на автомобиле марки МАЗ, принадлежащего дорожно-ремонтному строительному управлению, осуществлял разгрузку песчано-гравийной смеси для местного жителя в охранной зоне ВЛ. После разгрузки автомобиля, водитель вышел из кабины для очистки кузова. Заметив задымление задних колес, сделал попытку забраться в кабину автомобиля, попал под напряжение и упал рядом с автомобилем. Местный житель вызвал скорую помощь, которая по прибытии констатировала смерть водителя.

31.03.2021 в Минском районе Минской области с персоналом ОАО «Большая стройка» произошел групповой несчастный случай. Персонал выполнял работы по обшивке здания склада, с помощью вышки-тура. Для смены места выполнения работ двое работников перемещали вышку-тур вдоль здания по наклонной плоскости бетонного покрытия. При перемещении вышки, приблизили ее на недопустимое расстояние до токоведущих частей кабельно-воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением 10кВ. В результате чего были травмированы электрическим током. Персоналом скорой медицинской помощи пострадавшие доставлены в учреждение здравоохранения.

Во избежание несчастных случаев Госэнергогазнадзор в очередной раз обращает внимание руководителей и работников организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, что для безопасного проведения работ в охранных зонах  линий электропередач (далее – ЛЭП) необходимо строго соблюдать и выполнять требования Правил.

Хочется напомнить, что охранная зона ЛЭП – зона вдоль воздушных ЛЭП в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 2м для линий напряжением 0,4кВ, 10м  - 10кВ, 15м – 35кВ, 20м – 110кВ.

При выполнении работ вблизи ЛЭП необходимо соблюдать следующие требования:

-   порядок и условия проведения работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими эти линии;

-        запрещается устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5м, а также стоянки автомобильного транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах ЛЭП);

-        проезд машин и механизмов под проводами ЛЭП следует осуществлять вблизи опор и поперек оси;

-        работы должны выполнять не менее чем 2 человека, один из которых наблюдает за производством работ.

При падении на транспорт электрического провода водитель должен:

-  немедленно, не выходя из кабины, попытаться, если возможно, освободиться от оборванного провода путем продвижения машины.

- при отсутствии такой возможности остаться в кабине, немедленно остановить машину и сигналом тревоги привлечь внимание ближайших работников, которые должны сообщить о случившемся организации, эксплуатирующей данную линию, и до прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий.

-        приближаться к такой машине на расстояние менее 8м запрещается.

При загорании агрегата в результате падения провода или возникновения электрического разряда необходимо:

- немедленно покинуть агрегат, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей, т.е. спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от машины до снятия напряжения можно только мелкими шагами, не отрывая ног одну от другой и от земли. Вызвать аварийную бригаду и до её прибытия не предпринимать никаких самостоятельных действий.

При возникновении дугового замыкания на опоре ЛЭП, при оборванном проводе, лежащем на земле, нельзя приближаться к опорам и проводам на расстояние менее 8м. Работу следует прекратить, сообщить о случившемся дежурному диспетчеру Ушачского РЭС по телефону  5-88-51 или на короткий номер 144 и до приезда аварийной бригады ничего не предпринимать самостоятельно.

Во всех аварийных ситуациях в зоне воздушной линии электропередачи до прибытия специальной бригады необходимо предпринять меры для предупреждения возможного приближения людей к аварийному участку. При невозможности организовать охрану необходимо оградить аварийный участок, вывесить опознавательные знаки.

Помните! Напряжение воздушных ЛЭП может составлять 10кВ, 35кВ и 110кВ. В таком случае поражение электрическим током происходит без прикосновения человека или механизма к токоведущим проводам, а при приближении на недопустимое расстояние – менее 1 метра (для ЛЭП 10 и 35кВ) и 1,5 метров (для ЛЭП 110кВ). Госэнергогазнадзор в очередной раз  призывает руководителей и работников организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев соблюдать Правила. Всяческого рода действия в непосредственной близости от электроустановок могут привести к трагическим последствиям, а лица, нарушившие правила охраны электрических сетей, кроме того, понесут административную ответственность в соответствие с законодательством. Не стоит подвергать смертельной опасности  поражения электрическим током свою жизнь и жизнь других людей.

Владимир Клепец,

государственный инспектор по

энергетическому и газовому надзору

Смотреть все
© УШАЧСКИЙ РАЙОННЫЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, 2024.