• Физкультурно-оздоровительный комплекс "Юность-Ушачи"Физкультурно-оздоровительный комплекс "Юность-Ушачи"
  • Панорама УшачиПанорама Ушачи
  • Обряд "Зажинки"Обряд "Зажинки"
  • Костёл св. Лаврена в г.п. Ушачи и городская танцплощадкаКостёл св. Лаврена в г.п. Ушачи и городская танцплощадка
  • Памятник погибшим воинам и партизанам в г.п. УшачиПамятник погибшим воинам и партизанам в г.п. Ушачи
  • музей народной славы имени Героя Советского Союза В.Е.Лобанкамузей народной славы имени Героя Советского Союза В.Е.Лобанка
  • Мемориальный комплекс «Прорыв»Мемориальный комплекс «Прорыв»
Главная -  Актуальная информация

Отработанные масла как угроза экологической безопасности

02.10.2017

В настоящее время Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов. Причина – неэффективное использование отработанных машинных масел. Сейчас этот вид отходов не вовлечен в экономику страны, а преимущественно сжигается либо просто выбрасывается, негативно влияя на здоровье людей и загрязняя окружающую среду.

Рискуем собственным здоровьем. Отработанные автомобильные и индустриальные масла (далее – отработанные масла) представляют собой серьезную экологическую проблему, решение которой должно являться одной из приоритетных задач государственной природоохранной политики, реализуемой в Республике Беларусь.

Отработанные масла – углеводородосодержащие отходы, образующиеся в результате использования и утраты потребительских свойств различными видами моторных масел (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей), гидравлическими и трансмиссионными маслами, компрессорными, турбинными, антикоррозийными, электроизоляционными и прочими индустриальными маслами.

Отработанные масла представляют собой серьезную экологическую угрозу для окружающей среды и здоровья людей. В частности, данные отходы являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Научными исследованиями установлено, что 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодным от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. По оценкам экологов, в настоящее время более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел. Только на выполнение мероприятий по реабилитации объектов окружающей среды, загрязненных отработанными нефтепродуктами, в мире ежегодно тратится более 100 млрд. долларов США.

Наиболее острой проблемой является сжигание отработанных масел, которое наносит прямой ущерб здоровью человека. Клиническими исследованиями доказано, что пары сжигаемых нефтепродуктов воздействуют на сердечно – сосудистую и центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом. При воздействии продуктов сжигания отработанных масел на организм человека мужчины попадают в группу риска заболеваний раком лёгкого, гортани, губы, а женщины – раком лёгкого, толстой кишки и молочной железы. Наиболее тяжелому воздействию подвержены работники организаций, работающие в закрытых помещениях близи источников сжигания отработанных масел – у них наблюдается наиболее высокий процент интоксикаций, сопровождающихся функциональными нарушениями нервной системы, раздражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, изменениями картины крови (нейтрофильный лейкоцитоз, анемия и др.).

При переработке можно получить отдачу свыше 90%.

По данным государственной статистики, ежегодно в Республике Беларусь потребляется около 100 тысяч тонн смазочных автомобильных и индустриальных масел. Согласно международному опыту, количество отходов, образующихся в результате использования масел, составляет 80 – 85% от их первоначального объема, т.е. в Республике Беларусь ежегодно образуется около 80 – 85 тысяч тонн отходов отработанных масел.

В странах ЕС объем собираемых и перерабатываемых отходов отработанных масел достигает 70%, в то время как в Беларуси эта цифра пока не составляет и 10% от расчетного объема образования отходов. Нужно признать, что значительные объемы опасных отходов уходят на теневой рынок, нанося ущерб экологии и не принося никакой пользы государству. При этом, ситуация усугубляется тем, что на теневом рынке отработанные масла востребованы как ценное сырье, используемое для получения энергии, особенно в течении отопительного сезона. При этом необходимо отметить, что отработанные масла являются ценным стратегическим сырьем, так как в процессе их регенерации можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также ряд других нефтепродутов (мазут, и т.д.) в объеме свыше 90% от переработанных отходов. В результате, в настоящее время Республика Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов, которые могут быть вовлечены в экономику страны, а неконтролируемое сжигание негативно влиет на здоровье людей и загрязнет окружающую среду.

Необходимо отметить, что государством проводится определенная работа в области регулирования вопросов сбора и экологически безопасного использования отработанных масел. В стране создана законодательная база, регулирующая вопросы обращения с отходами, в частности, с отработанными маслами.

Основным законодательным актом в данной сфере является Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, а также определяет порядок государственного регулирования и управления в области обращения с отходами, надзора и контроля за обращением с отходами.

Согласно требованиям Закона, отработанные масла рассматриваются в качестве опасных отходов, что предусматривает специальные требования в части их хранения, перевозки и использования.

С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя.

Для реализации Указа № 313 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».

Согласно требованиям Указа, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к указу 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров.

В Указе 313 предусмотрены две опции: создание субъектами хозяйствования собственной системы сбора отходов потребления и их использования, либо перечисление ими платы за организацию сбора и переработки отходов на счет специальной организации, названной в Указе N 313 "оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами" (в настоящее время – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»). В приложение 1 к Указу 313 включены масла смазочные, что создает дополнительные возможности для осуществления сбора и экологически безопасного использования отработанных масел.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Указа N 313 сбору подлежат отходы потребления, то есть отходы, образующиеся у населения. Указ не регулирует вопросы сбора отходов, которые образовались у субъектов хозяйствования, то есть классифицируемых как отходы производства.

С 1 января 2013 года в Беларуси вступили в силу изменения № 2 к техническому кодексу устоявшееся практики 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива» (далее – ТКП), ужесточающие условия использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива. В частности, следующие пункты ТКП изложены в новой редакции: «4.2 Углеводородсодержащие отходы разрешается использовать в качестве: топлива из углеводородсодержащих отходов при условиях разработки соответствующих технических нормативных правовых актов (технических условий) на топливо из углеводородсодержащих отходов или из смесей углеводородсодержащих отходов с основным топливом, водой, присадками, и выполнения требований настоящего технического кодекса;
источников получения энергии при условиях разработки соответствующего технологического регламента и выполнения требований настоящего технического кодекса».

«4.4 Технические нормативные правовые акты на топлива из углеводородсодержащих отходов являются объектами государственной экологической экспертизы».

Также из ТКП исключен пункт 4.5, допускавший возможность использования топлива из углеводородсодержащих отходов без наличия технических условий на установках по термической переработке отходов для производства энергии и без производства энергии, обеспечивающих высокотемпературное сжигание.

Таким образом, сжигание отработанных масел допускается исключительно в случаях, предусмотренных законодательством и в строгом соответствии с требованиями ТКП 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива».

Справочно: ближайщий пункт приема отработанных масел ИООО "ДВЧ-Менеджмент" 222001, Минская обл.,п.Крупки, ул. Ленинская, 16, к. 60, тел. для справок (017) 3315000.

Начальник Ушачской районной
инспекции природных ресурсов
и охраны окружающей среды
М.А. Шук

Выборы-2018
2017
Витебский облисполком
Физкультурно-оздоровительный комплекс "Юность-Ушачи"
ХIХ Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи
 Ушачская районная газета "Патрыёт"
70-летие
Санаторий "Лесные озёра"
Мемориальный комплекс «Прорыв»
Единый портал электронных услуг
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
Единый государственный реестр сведений о банкротстве
Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
фодн мира
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Символика
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Директива №4
Институт